За последние годы в Украине стремительно развивается  рынок продажи биологически активных добавок. Объем продаж этих продуктов ежегодно увеличивается, чему способствует интенсивная рекламная кампания и отлаженная система деятельности многоуровневого маркетинга в сфере реализации этого продукта.

Согласно Закону Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» с учетом изменений, внесенных в него в 2002 году биологически активная пищевая добавка определялась как специальный пищевой продукт, предназначенный для употребления или введения в пределах физиологических норм в рационы питания или пищевые продукты с целью предания им диетических, оздоровительных, профилактических свойств, для обеспечения нормальных и восстановления нарушенных функций организма человека.

В 2005 г. вступила в силу новая редакция указанного выше закона, которая ввела новые принципы производства, контроля качества и оборота пищевых продуктов, приближенные к требованиям ВТО и ЕС. Но вопрос обращения биологически активных добавок непосредственно в Законе урегулирован не был.

В Директиве 2002/46/ЕС Европейского Парламента и Совета по гармонизации правовых норм государств-членов биологических добавок к пище установлено, что биологически активные добавки не являются лекарственными средствами и не могут использоваться для лечения заболеваний человека, а только для поддержания нормального состояния организма. Кроме того, маркировка и реклама не должны приписывать добавкам к пище такие свойства, как профилактика, лечение болезней или оздоровление человека, а также не должны содержать ссылок на подобные свойства.

Однако, в процессе обращения этого продукта нередки случаи злоупотреблений со стороны производителей и продавцов биологически активных добавок, что влечет, как материальный ущерб для рядовых потребителей, так и угрозу их жизни и здоровью. Значительную актуальность приобрела проблема недостоверной рекламы биологически активных добавок, в частности, использование в рекламе неточных и нечетких высказываний, преувеличений и недостоверных сведений о свойствах продукта, в том числе их лечебные свойства.

Большинство биологически активных добавок в Украине реализуется их производителями через систему многоуровневого маркетинга и/или с помощью сети Интернет и почтовой связи. В процессе такой реализации фактически невозможно осуществлять контроль за качеством продукции, а также достоверности информации, распространение которой сопровождает их продажу.

Наиболее восприимчивой к обману и внушению целевой аудиторией являются люди пожилого возраста, которым дистрибьюторы с помощью психологических методов убеждения продают биологически активные добавки под видом «чудодейственных» лекарственных средств. С другой стороны, значительному влиянию со стороны недобросовестных продавцов поддаются тяжелобольные, в частности онкологическими болезнями. Психология таких потребителей, особенно на последних стадиях заболевания, характеризуется подсознательной готовностью верить информации об особых целебных свойств отдельных биологически активных добавок и приобретать их по значительно завышенным ценам. Нередко потребляя биологически активные добавки вместо назначенных лекарственных средств пациенты лишают себя шанса получить своевременную и квалифицированную медицинскую помощь.

С целью защиты населения от неблагоприятных последствий недобросовестного распространения биологически активных добавок был разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обращения и рекламы биологически активных добавок».

Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

  • законодательно закрепить определение понятия биологически активная добавка;
  • ограничить рекламу;
  • предусмотреть осуществление розничной продажи только в аптеках, где эти продукты размещаются в отдельном выделенном специально оборудованном месте.

Проект закона предлагает следующее определение термина биологически активная добавка - это натуральные или идентичные натуральным биологически активные вещества, предназначенные для непосредственного употребления или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека. Также предлагается на законодательном уровне закрепить вопросы государственной регистрации и ведения государственного реестра биологически активных добавок.

Проектом закона предлагается реализовывать биологически активные добавки исключительно через аптечные учреждения и установить ответственность за нарушение указанного требования. Аптечные учреждения ответственно подходят к качеству продаваемого товара и обладают квалифицированным персоналом. Аптеки будут обязаны информировать покупателя о том, что покупается биодобавка, которая не обладает лечебными свойствами и не может вылечить заболевание.

Реклама биологически активных добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и обладают лечебными свойствами или лечебно-профилактические свойства, содержать термин «препарат» с целью исключения возможности их отождествления с лекарственными средствами а также содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния здоровья в результате применения таких добавок и тому подобное.

Принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обращения и рекламы биологически активных добавок» будет способствовать упорядочению рынка биологически активных добавок в Украине, повышению контроля их качества и безопасности, позволит избежать отдельных видов злоупотреблений и правонарушений в сфере рекламы и обращения биологически активных добавок.

Подробнее ознакомиться с проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обращения и рекламы биологически активных добавок» можно, просмотрев карточку законопроекта с полным его текстом.

По материалам "Укрметртестстандарт"