Общие сведения
В структурированном опросе опрашиваемым лицам индивидуально задают подготовленные вопросы, имеющиеся в вспомогательном листе, которые способствуют анализу ситуации опрашиваемым лицом в ином аспекте и, тем самым, идентификации рисков в данном аспекте. Полуструктурированный опрос проводится сходным образом, но обеспечивает большую свободу при обсуждении возникающих вопросов.
Применение
Применение структурированных или полу структурированных опросов целесообразно в тех случаях, когда затруднительно собрать участников на заседание для «мозгового штурма», или где свободная дискуссия в группе не применима к ситуации или привлеченным лицам. Такие опросы обычно применяются для идентификации рисков или для оценки результативности существующих мер управления как части анализа риска. Они могут применяться на любом этапе проекта или процесса. Они являются средством обеспечения участия заинтересованных сторон в формировании входных данных для оценки риска.
Входные данные
Входные данные включают:
– четко определенные цели опроса;
– перечень опрашиваемых лиц, выбранных из представителей соответствующих заинтересованных сторон;
– подготовленный ряд вопросов.
Процесс
Разрабатывается ряд вопросов, которым должен руководствоваться специалист, проводящий опрос. Вопросы должны быть, по возможности открытыми, простыми, задаваться на языке опрашиваемого эксперта, и касаться только одной темы. Возможные последующие вопросы, необходимые для уточнения, также должны быть подготовлены.
Затем данные вопросы задаются опрашиваемому лицу. Если необходимо получить уточнение, то вопросы должны быть открытыми. Следует обеспечить, чтобы опрашиваемое лицо не направлялось в своих суждениях.
Ответы следует рассматривать с определенной степенью гибкости, чтобы обеспечить возможность более детального исследования тех аспектов, которые опрашиваемое лицо посчитает нужными.
Выходные данные
Выходными данными являются мнения представителей заинтересованных сторон по вопросам, которые являются предметом опроса.
Преимущества и недостатки
Метод структурированных опросов имеет следующие преимущества:
– структурированные опросы предоставляют экспертам время для размышлений над заданным вопросом;
– обмен информацией один на один может обеспечить более глубокое рассмотрение вопросов;
– структурированные опросы позволяют вовлекать большее количество заинтересованных лиц, чем «мозговой штурм», который проводится сравнительно небольшой группой.
Метод имеет следующие недостатки:
– координатору требуется значительное количество в реме ни на сбор мнений таким путем;
– предвзятость допускается и не устраняется в ходе группового обсуждения;
– может быть не достигнута степень творческого мышления, характерная для «мозгового штурма».